Психология мотивации теории подходы и история изучения вопросов мотивов человека!
Добрый день мои дорогие читатели. Моя новая заметка о психологии. Я расскажу в ней о нескольких теориях мотивов. Вы узнаете как шёл процесс развития психологии связанного с изучением мотивов, действий и поведения человека за рубежом и у нас в России.
Мотивация — это побуждение человека к определённому действию. Вопреки распространённому мнению, мотивация и само исполнение работы не являются одним и тем же.
Если человек хорошо исполняет свои обязанности, это ещё не значит, что его поступки сильно мотивированы. Иногда случается и обратная ситуация: тот, кто работает неважно из-за недостатка опыта, прикладывает к своей работе огромные усилия.
Что такое мотив?
Мотивом называют устойчивое проявление личности. Однако это понятие включает в себя не только мотивы, но и фактор ситуаций. Это может быть требование руководителя, установки общества или сложность задачи.
Что изучает психология мотивации?
Говоря кратко, психология изучает мотивы (побуждения) людей. Исследование мотивирующих процессов у человека — это изучение его деятельности, которая всегда целенаправленна. Человек, как разумное существо, способен к целеполаганию.
Цель, которую он поставил перед собой, определяет то, что человек совершает конкретный поступок. К примеру, психолога к изучению науки могут побуждать такие мотивы, как познавательный интерес, материальный стимул, самореализация.
История изучения мотивации.
Известный психолог С.Л. Рубинштейн занимался изучением взаимосвязи мотива и цели деятельности. Это обстоятельство определяет сознание индивида, его психическую жизнь. Так, при исследовании побуждений необходимо уделить достаточно времени психологическому анализу деятельности человека.
Западные исследования на эту тему.
В XX веке в мире было завершено много исследований, посвящённых проблемам поведения. Они развивались в 3 направлениях, таких как бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.
Западные теории мотивации зачастую построены на основе экспериментов с животных, поэтому не всегда возможно сравнить их с поведением человека.
Теории Д. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Д. Макклеланда признавали огромную роль сознания в детерминации поведения человека. Так, появились основные термины в психологии — социальные потребности, жизненные цели, ценности, боязнь неудач, когнитивный диссонанс и когнитивные факторы.
Изучение в России.
В России мотивацию начал изучать А.Ф. Лазурский. В 1906 году психолог представил публике книгу «Очерк науки о характерах», в которой он повествует о желаниях и влечениях человека, а также о борьбе мотивов, устойчивости намерений и внутренних импульсах.
Позднее о мотивации много писали такие отечественные психологи, как В.М. Воровский и Л.С. Выготский. Известные научные книги Л.С. Выготского — это «Истории развития высших психических функций» и «Педология подростка». В них автор разделяет понятия мотива и стимула, а также рассуждает о произвольной мотивации.
Теория установки.
С точки зрения «теории установки» представлял мотивацию Д.Н. Узнадзе, который заявил о том, что источником активности выступает потребность, а также то, к чему стремится человек в своей деятельности.
Именно удовлетворение своих явных и скрытых потребностей является главной движущей силой всех действий и поведения человека. Нужно понимать и чётко осознавать свои потребности. Только после этого можно понять почему мы стремимся в одному, а не к другому.
От мысли к действию.
Русский психолог А.Н. Леонтьев представил новую схему деятельности. Выглядит она таким образом: за деятельностью следует действие, затем операция, и за ней -психофизиологические функции.
Это уже прямая физиология. Есть потребность- её нужно удовлетворить- действуешь. Вот так поэтапно разные учёные изучали и открывали для нас мир психологии человека. Шаг за шагом давая нам информацию о нас самих и механизмах которые есть внутри человека.
Как пример, можно привести стремление человека бросить курить. От неудовлетворённости к результату.
Человеческая психика обусловлена исторически сложившимися формами деятельности, что предполагает необходимость рассмотрения проблемы побуждения и действия со стороны взаимосвязи сознания и деятельности.
Зависимость поведения человека от потребностей.
Виды деятельности человека зависят не только от жизненных потребностей индивида, но и от осознания удовлетворения личных запросов, которые могут быть направлены на нужды общества.
Множество западных и отечественных концепций изучения психологии посвящены принятию решения как главному психическому процессу, объясняющему поведение индивида.
Недостаток таких теорий — изучение лишь малой части мотивационного процесса. Учёные отрицают возможность создания общей теории мотивации, одинаково объясняющей поведение человека и животных.
Психика человека ещё недостаточно изучена, но уже тех знаний которыми мы располагаем достаточно чтобы влиять на поведение, убеждения и всё деятельность человека.
На этом буду заканчивать экскурс в историю изучения и теории поведения человека. Завтра ещё одна статья о психологии, в которой я расскажу о полезных книгах по вопросам саморазвития.